Реклама в интернете 2025
Гайд юридической фирмы Runetlex,
который поможет разобраться и избежать ошибок.
В чем отличие от информации
И есть ли исключения
Что такое маркировка
Три блока обязанностей бизнеса
Как рассчитывается и как платить
Нужно ли ее маркировать
Как отличить, примеры
Как оплачивать рекламный сбор
Полезные статьи Рунетлекса о рекламе в интернете

Что такое реклама
Рекламой считается информация, которая:

  1. Распространена любым способом
  2. Распространена в любой форме
  3. Распространена с использованием любых средств
  4. Адресована неопределенному кругу лиц
  5. Направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования
  6. Направлена на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Информацией же считаются любые сведения (данные) вне зависимости от формы их предоставления.

Ниже более подробно указаны различия между рекламой и информацией.
Реклама
Выделение отдельного объекта среди других, формирование интереса к нему
Не реклама
Предоставление однородной информации в отношении различных объектов для информирования потребителя
Реклама
Направленность на привлечение внимания к конкретному объекту
Не реклама
Отсутствие выделения какого-либо объекта среди других
Реклама
Привлечение внимания к объектам компании, условиям их приобретения, акциям и мероприятиям на сайтах/страницах третьих лиц
Не реклама
Информирование на сайте компании о ее объектах, условиях их приобретения, акциях и мероприятиях
Реклама
Обзор объектов с избыточной и эмоционально положительно окрашенной подачей, с призывом приобрести объект и указанием на способ это сделать
Не реклама
Обзор объектов без цели их продвижения на рынке
Реклама
Акцентирование внимания на объекте, в том числе за счет описания его характеристик, свойств, высказывания положительного отношения к нему
Не реклама
Упоминание об объектах, их обычное (органичное) употребление и использование по назначению
Примеры
Рекламное размещение: затесавшийся в подборку скидок баннер с рекламой прогулок на пароходе.
Не рекламное размещение: подборка предложений о скидках от разных компаний.
Рекламное размещение: крупный баннер на странице с партнерами, акцентирующий внимание на конкретном партнере, сопровождающийся положительным рассказом о товарах партнера.
Не рекламное размещение: стандартный вариант предоставления информации о клиентах компании с одинаковым объемом информации о каждом из них.
Рекламное размещение: весь ролик посвящен продукции одного производителя. Продукция демонстрируется очень подробно, описываются ее положительные характеристики. Цель материала – привлечение внимания к продукции и ее продвижение на рынке.
Не рекламное размещение: ролик блогера посвящен не какой-то продукции, он посвящен макияжу. Однако в процессе нанесения макияжа в кадр неизбежно попадают продукты, которыми пользуется блогер

Какую рекламу нужно маркировать
Маркировать нужно любую рекламу, которая распространяется в интернете.

Примеры рекламы:

  1. Рекламные баннеры на сайтах.
  2. Рекламные публикации в социальных сетях.
  3. Рекламные сообщения о товарах на маркетплейсах, которые явно выделяются на фоне других карточек товаров.

Ниже приведены примеры двух разных ситуаций – рекламного и информационного размещения.
Рекламное размещение: крупный баннер на основной странице сайта, акцентирующий внимание на конкретном товаре с целью привлечь внимание к этому товару и продвинуть его на рынке.
Не рекламное размещение: просто один из вариантов предоставления информации о нескольких товарах, которые реализует продавец.

Рекламный сбор 3%
С 1 апреля 2025 года введен обязательный сбор в размере 3% от квартального дохода, полученного от распространения интернет-рекламы.

Кто платит сбор

По общему правилу, оплачивать сбор обязаны все участники цепочки интернет-рекламы:

  1. Рекламораспространители (владельцы интернет-площадок, на которых размещается реклама)
  2. Операторы рекламных систем
  3. Посредники, участвующие в распространении рекламы
  4. Рекламодатели в отношении рекламы на зарубежных ресурсах (платформах). Если рекламораспространитель — иностранная компания или иностранный гражданин, то российские рекламодатели должны будут удержать из стоимости рекламы сумму сбора и перечислить ее за иностранный ресурс. При этом за себя рекламодатель тоже должен будет заплатить сбор.

Как платить рекламный сбор

Рекламный сбор уплачивается за интернет-рекламу.

Сумма сбора рассчитывается автоматически в ЕРИР исходя из:
  • креативов, на которые были получены идентификаторы;
  • суммы по актам, которые были указаны в ЕРИР.

В личном кабинете компании уже можно посмотреть сумму рекламного сбора.

Пример сроков для уплаты сбора за II квартал 2025 года:

до 30.07.2025

подать данные в ЕРИР

до 15.08.2025

будет сформирована сумма сбора за 2 квартал 2025 года

до 25.08.2025

нужно будет подписать декларацию

до 05.09.2025

оплатить на сайте (ЛК ЕРИР/ГосУслуг) или по квитанции


Самореклама
Разница между саморекламой и информацией на сайте производителя небольшая. Если производитель просто доводит информацию о своих товарах и услугах, то это будет информацией, не рекламой.

Однако если на собственном ресурсе производитель делает акцент на отдельный товар, например, сообщает о распродаже товара с большой скидкой или выделяет конкретную позицию в баннере, это уже будет считаться саморекламой. В таком случае требуется ее маркировать, поскольку статья 18.1 Федерального закона «О рекламе» не предусматривает исключений для саморекламы.

Примеры саморекламы и просто информации на сайте производителя:
Информация от производителя
Баннер на сайте
https://www.laroche-posay.ru
Самореклама
Баннер на сайте
https://www.laroche-posay.ru
Сбор в 3% уплачивается только если у участника рекламной цепочки возникает доход от размещения рекламы. За саморекламу сбор уплачивать не нужно, так как у производителя не возникает дохода от самого факта размещения рекламы — производитель размещает рекламу, чтобы привлечь внимание к товарам, а не получить вознаграждение, какое, например, получает рекламное агентство.

Нативная реклама
Нативная реклама — такой способ представления товара или услуги, при котором зритель не понимает, что только что увидел рекламную интеграцию. Реклама становится частью контента. По-сути нативная реклама не является рекламой — если интеграция действительно нативная, то законодательство о рекламе на нее не распространяется согласно пп. 9 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе».

Как понять, что реклама нативная:

  • она является составной частью общего сюжета / части сюжета и выступает в качестве дополнительной характеристики героя / ситуации;
  • на ней / товаре и его положительных характеристиках не концентрируется внимание;
  • она не подменяет главных персонажей, не нарушает сюжет;
  • не может быть изъята без ущерба для восприятия произведения.

Примеры нативной рекламы и неуспешной нативной рекламы:
Нативная реклама
Кадр из ролика Youtube-канала «Юрий Хованский». Алкоголь органично встроен в произведение — к конкретному алкоголю не выделяется внимание.
Неуспешная нативная реклама
Кадр из ролика Youtube-канала Varlamov* с рекламой алкоголя. Автор привлечен к ответственности за рекламу алкоголя, т.к. ФАС посчитала показ именно рекламой.
*Варламов Илья Александрович, владелец Youtube-канала Varlamov по адресу https://www.youtube.com/@varlamov, включен в Реестр иностранных агентов решением Минюста РФ от 23.03.2023
Нативную рекламу не нужно маркировать, с дохода от ее размещения не уплачивается сбор в 3%.

Реклама по бартеру
На рекламу по бартеру распространяются требования, предусмотренные Федеральным законом «О рекламе». Такую рекламу нужно маркировать, а с вознаграждения за размещение нужно уплачивать сбор.

Роскомнадзор рекомендует оформлять рекламу по бартеру в виде договоров. В них нужно указать ориентировочную цену товаров/услуг, которые выступают вознаграждением за рекламу.

Примеры:

  • производитель косметики предложил блогеру сделать рекламу по бартеру;
  • в договоре услуг на распространение рекламы производитель определили стоимость косметики за рекламу в размере 10 000 рублей;
  • блогер согласился, разместил рекламу и получил косметику на сумму 10 000 рублей;
  • реклама от блогера должна быть промаркирована, а с вознаграждения – косметики ценой 10 000 рублей – должен быть уплачен сбор 3 % в размере 300 рублей.